Новый тариф – залог улучшения качества передачи электрической передачи.

15 октября 2020
  1. 5 октября 2020 года прошли публичные слушания, организованными Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) г. Нур-Султан по утверждению предельного уровня тарифа на передачу электрической энергии АО «Астана-РЭК» на 2021-2025 гг.

    В связи с этим у потребителей возникли вопросы, на которые ответил заместитель Председателя Правления по экономике и финансам Кашкеев Алибек Маратович.

     

  2. Что явилось основанием для подачи заявки на утверждение предельного уровня тарифов на услуги по передаче электроэнергии?

 

В структуре действующего тарифа ТОО «Астанаэнергосбыт» затраты на передачу электроэнергии по сетям Астана-РЭК составляют 21,4%. Рост нашего тарифа на 71% приведет к повышению тарифа для конечных потребителей на 15%.

В целом, на сколько процентов вырастет тариф на наши услуги в 2021 году зависит от уполномоченного органа. Мы надеемся, что факторы роста тарифа, озвученные выше, будут приняты в расчет. В противном случае тяжелое финансовое состояние компании еще более усугубится. На текущий момент мы ожидаем, что по результатам 2020 года по регулируемой деятельности сложится убыток в сумме 1,8 млрд. тенге. Положение осложняется тем, что растут дебиторская задолженность и, как следствие, кредиторская задолженность компании. К примеру, на 14 октября 2020 года дебиторская задолженность составила 3,8 млрд. тенге, из которых 86% или 3,3 млрд. тенге – это задолженность ТОО «Астанаэнергосбыт». Кредиторская задолженность также имеет тенденцию к росту, на аналогичную дату она сложилась в сумме 1,3 млрд. тенге. Основными кредиторами являются АО «Астана-Энергия», АО «КЕГОК», АО «Акмолинская РЭК», ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии», на долю которых приходится 88% всей торговой кредиторской задолженности.

Утверждение тарифов на 2021-2025 годы на уровне, достаточном для покрытия всех затрат, которые несет компания при осуществлении регулируемой деятельности, является залогом улучшения финансового состояния нашей компании и повышения качества энергообеспечения столицы. 

В проекте тарифной сметы на 2021 год уровень нормативных технических потерь предусмотрен в размере 10,7%, при этом на 2020 год утвержденное значение составляет 10,8%. На протяжении всего периода утверждения предельных тарифов в результате проведения запланированных мероприятий уровень нормативных технических потерь снизится до 9,8%.

 

Как рост тарифа на услуги по передаче электроэнергии АО «Астана-РЭК» может сказаться на конечных потребителях?

В уполномоченный орган подан проект инвестиционной программы на 2021-2025 годы в сумме 40,8 млрд. тенге. Основными направлениями данной программы являются замена устаревшего оборудования и ЛЭП (1,2 млрд. тенге), релейная защита (13,2 млрд. тенге), автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (3,6 млрд. тенге), строительство и реконструкция объектов (21,8 млрд. тенге), проектно-изыскательские работы (1,1 млрд. тенге). Реализация этих мероприятий позволит уменьшить технологические нарушения, снизить уровень нормативных технических потерь.

Источниками реализации инвестиционной программы являются амортизационные отчисления в сумме 30,1 млрд. тенге и прибыль 10,7 млрд. тенге.

 

Какой уровень нормативных технических потерь предусмотрен в проекте тарифа?

В 2018 году Прокуратурой г. Астаны и Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК была проведена проверка АО «Астана-РЭК» на предмет соблюдения требований Закона РК «О естественных монополиях». По результатам проверки был введен компенсирующий тариф в сумме 293 млн. тенге за 2015-2017 годы за содержание и ремонт объектов, не находящихся на балансе АО «Астана-РЭК» и принадлежащих на праве собственности Акимату города. Такая ситуация сложилась из-за того, что на протяжении последних лет фактически эксплуатируемые компанией энергообъекты не передавались на наш баланс. После введения компенсирующего тарифа работа по передаче объектов на баланс предприятия активизировалась и продолжается достаточно быстрыми темпами благодаря усилиям Акимата города Нур-Султан и непосредственному участию АО «СПК «Astana». 

С начала 2020 года на баланс компании переданы энергообъекты стоимостью 17,6 млрд. тенге, получены в доверительное управление объекты стоимостью 45,8 млрд. тенге, также ожидается передача на баланс активов ориентировочной стоимостью 22 млрд. тенге в 2020-2021 годах.

Заявка на утверждение предельного уровня тарифов на 2021-2025 годы сформирована с учетом того, что все вышеуказанные энергообъекты будут переданы на баланс компании, включая объекты доверительного управления. 

Передача энергообъектов на баланс компании приводит к росту затрат на эксплуатационные материалы, текущий ремонт, по амортизации и налогу на имущество, оплате труда в связи с увеличением численности персонала, необходимого для их обслуживания, и прочих расходов. В проекте тарифа 5,56 тенге/кВтч эти расходы составляют 0,59 тенге, т.е. порядка 11%.

Утвержденный тариф 2020 года является заниженным, поскольку в нем не учтены расходы на содержание энергообъектов, не состоящих на балансе, но фактически обслуживаемых предприятием. Это одна из причин, почему так резко повышается тариф в 2021 году.

На текущий момент в столице насчитывается порядка 3 771 единицы ПС, РП, ТП, КТП, из которых наша компания обслуживает 1 462 единицы. В дальнейшем часть оставшихся энергообъектов может быть передана на баланс АО «Астана-РЭК».

Кроме того, судом признаны бесхозяйными 72 единицы РП, ТП и 184,4 км линий электропередач, 138,411 км из которых сейчас приняты АО «СПК «Astana» для дальнейшей передачи на баланс нашего предприятия. Остальные объекты также будут передаваться Астана-РЭК.

В целом, наша компания обслуживает 1 462 единицы ТС, РП, ТП, КТП, 4 422,343 км кабельных и воздушных линий. Общее количество обслуживаемых энергообъектов составляет 87 325,5 условных единиц.

Другим фактором роста тарифа является передача части функций энергоснабжающих организаций энергопередающим предприятиям в связи с изменениями, внесенными в феврале 2020 года Министерством энергетики РК в «Правила пользования электрической энергией» и «Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также предоставления услуг на данном рынке». На выполнение указанных функций по нормативам требуется 507 человек, на содержание которых предприятием также будут понесены затраты. В расчете на 1 кВтч они составляют 0,53 тенге или 9,5% в структуре тарифа 5,56 тенге/кВтч.

Энергообъекты, вводимые в эксплуатацию в рамках инвестиционной программы, также требуют затрат на содержание в виде заработной платы обслуживающего их персонала, амортизации и налога на имущество и прочих затрат. В расчете на 1 кВтч эти расходы в 2021 году составят 0,04 тенге или 0,7%.

Еще одна причина, по которой происходит рост тарифа – включение прибыли в его состав. В расчете на 1 кВтч доля прибыли составляет 0,70 тенге (12,6%), причем 0,58 тенге направляется на реализацию инвестиционной программы и 0,12 тенге на уплату КПН. Прибыль на другие цели, не запрещенные законодательством РК, в тарифе не предусмотрена.  При этом необходимо отметить, что допустимый уровень прибыли (ДУП), рассчитанный в соответствии с главой 11 Правил формирования тарифов, составил на 2021 год 3,4 млрд. тенге, из которых мы включили в проект тарифной сметы только 2,4 млрд. тенге. В целом на пятилетний период ДУП определен в сумме 16,8 млрд. тенге, мы планируем использовать из них 12,8 млрд. тенге.

В действующем тарифе 2020 года прибыль в расчете на 1 кВтч составляет всего 0,008 тенге или 0,25%.   

При формировании заявки на утверждение предельных тарифов произведена индексация затрат согласно Прогнозу социально-экономического развития РК (в 2021 году - 6%, в 2022-2025 годах – 5% ежегодно).

Под влиянием вышеуказанных факторов и сложился такой рост тарифа на 2021 год. Далее в 2022 году рост тарифа не такой существенный (12,4%), но выше уровня инфляции, в  связи с тем, что на затраты этого года оказывает влияние планируемая в 2021 году  приемка энергообъектов на баланс компании.

Какая инвестиционная программа планируется к реализации в 2021-2025 годах? 

С 1 января 2021 года истекает срок действия предельных тарифов на услуги по передаче электроэнергии, утвержденных на период 2016-2020 годов. В соответствии с требованиями закона РК «О естественных монополиях», «Правил формирования тарифа» АО «Астана-РЭК» обратилось в уполномоченный орган с заявкой на утверждение предельного уровня тарифов на регулируемую услугу на 2021-2025 годы.

 

Какие причины вызывают рост тарифа на регулируемую услугу АО «Астана-РЭК» в 2021 году на 71% по сравнению с 2020 годом?